Библия по настройке барабанов проф. Саунда
Что заставило меня написать Библию по настройке барабанов
Способность музыкально играть на барабанах — не синоним способности понимать их механику. Чтобы знать, как правильно настроить барабан, вовсе не обязательно уметь играть. Если вы продвинуты музыкально, это совсем не означает, что можете заставить барабан звучать, как вам нужно, или что вы можете объяснить, как это делается. Я чувствую, что могу объяснить, и с такими подробностями, которых нет в других статьях и обычных ответах на вопросы. Я не всезнайка, но когда, в поисках новой установки на рынке, получил дезинформацию на всех уровнях, понял, что могу помочь распространению точных знаний о механической стороне барабана, вопросам настройки и подбора пластиков. Эта БНБ — моя попытка сделать информацию максимально доступной, собрать все для всех в одном месте — БЕСПЛАТНО!
Предисловие
Нужно признать, что это руководство в большей степени предназначено для профессионала, или того, кто стремится стать профессионалом, и хочет знать, как управлять установкой и ее звучанием. Начинающий вы, или у вас 20-летний стаж — все равно вы найдете здесь что-то новое для себя. Это руководство не похоже на инструкции типа "поверните два раза с одной стороны, а потом еще пару раз — с другой". Здесь все рассмотрено очень подробно, чтобы научить тех, кто на самом деле хочет постичь, какие возможности у их ударной установки. Иначе люди могут потерять годы в попытках самостоятельно разобраться, как и почему действуют те или иные приемы. Требуется время, терпение, разум и работа.
Если вы ищете кратчайшего пути к хорошему звуку — он здесь. Прочитаете всю библию, – сможете выбрать установку, на которой вы сумеете воплотить свои мечты.
Вот некоторые темы, освещенные в разных разделах библии:
• Чем отличаются пластики, и когда какие применяются.
• Как заставить барабан звучать: резонансно, жирно, жестко, открыто, с большим/меньшим количеством звона.
• Как микрофоны влияют на выбор пластика.
• Конфликты между основным тоном барабана, его настройкой и тембром.
• Как влияет на звук и настройку различные материалы и конструктивные особенности барабанов.
• Примеры подбора пластиков и их результаты.
• Стрекот подструнника или сопутствующие вибрации.
• Выбор, натяжение и замена подструнника.
• Как добиться улучшения артикуляции, большей громкости, щелчка, чувствительности и теплоты звучания малого барабана.
• Примеры последовательностей настройки и настраивания на определенные звуки.
• Глушение бочки и подбор пластиков.
• Обода или обручи
• Края обечайки
Правда о барабанах
1. Расстояния между барабанами важнее, чем многим кажется, а размер — ключевой фактор для получения ровного резонанса и распределения основных обертонов между барабанами. Диаметр сильнее влияет на настройку, чем высота обечайки. (см. раздел "Высота обечайки/диаметр").
2. Малейшее движение настроечного винта может очень сильно изменить строй, особенно, если обод жесткий, например, литой. Более того, малюсенькая подтяжка с резонансной стороны сильнее поднимет строй, чем с ударной.
3. Настройка по звучанию, которая хороша для маленьких сцен, на большой сцене хороша не будет. Там вам придется принимать в расчет, какие составляющие звука долетят до публики. Например, подбор пластиков для игры с микрофонами будет иной, чем без них. Мощно резонирующая установка может стать невероятным кошмаром для вашего звукооператора. Самого барабанщика подобное звучание приводит в восторг, но на большой сцене или в большой студии это может привести к очень большой грязи: обертоны и блуждающие эхо от барабанов смешиваются со звуком остальных инструментов и самой студии. В крупных студиях, когда микрофоны ставят вплотную, пользуются двойными пластиками, чтобы звучание стало тише и управлялось легче. Получается более короткий выплеск энергии, который за счет свойств сцены или зала долетает до публики с реверберацией или с задержкой. Похожим образом, большая сцена требует более "избирательной" игры с упрощенными рисунками и заполнениями, так как публика мелких деталей все равно не услышит.
4. Если собираетесь пользоваться микрофонами, нужно хорошо знать, как они действуют. Даже самое незначительное смещение микрофона может привести к сильному изменению звучания. Так, если поместить микрофон рядом с внешним краем барабана, то можно собрать все высокие обертоны. Но сдвинь внутрь на долю дюйма — и высоких станет много меньше.
5. Все барабаны с разных расстояний, будь то 0, 15, 50, 150 футов — звучат по-разному. То, что здорово звучит для самого барабанщика, может для публики звучать ужасно (что бы ни подразумевалось под "публикой"). Важно выйти и послушать звучание своей установки со стороны, когда играют остальные инструменты. Походите вокруг, послушайте, выберите пластики и настройте установку соответственно. Строй повыше – звук более полетный, пониже — более глухой.
6. Звук барабанов, который мы слышим дома на компакт-дисках, крайне редко соответствует их реальному звучанию. Обычно вы слышите звучание, измененное в угоду продюсеру и исполнителю так, чтобы оно встраивалось в запись. Иногда повторить звучание барабанов ваших кумиров возможно только с помощью электроники.
7. Данные методы настройки годятся для ЛЮБЫХ барабанов.
8. В некоторых случаях "дешевле" не значит "хуже". Иногда с помощью вещей подешевле можно добиться значительно лучшего результата. Например, для малого барабана – дешевая березовая или буковая обечайка со штампованными ободами даст значительно лучшее чувство пластика и более пронзительный звук, чем дорогая кленовая обечайка с литыми ободами.
9. Отверстие для воздуха предназначено для того, чтобы барабан мог "дышать" при изменениях атмосферного давления, когда на него надеты оба пластика, и помогает избегать накапливания влаги внутри обечайки. Это обычное явление при переходе с холода в тепло, (точно так же запотевают домашние окна). Вентиляционные отверстия на звучание почти не влияют.
10. Совершенно верно, вам следует (в разумных пределах) растягивать пластики на всех барабанах. Это называют "посадкой". Посадка —важнейшая операция для получения качественного, устойчивого звучания барабана, про которую чаше всего забывают.
Основы настройки
1. Ударный пластик "управляет" атакой и звоном, а резонансный – обеспечивает резонанс, помогает поддерживать послезвучание, очень сильно влияет на состав обертонов и улучшает тембр барабана. Барабанщик в первую очередь слышит ударную сторону, а публика слышит нечто совершенно иное, очень часто — значительно худшее. С помощью микрофонов проблема несколько уменьшается, так как их обычно ставят сверху. Но при игре без микрофонов публика слышит в основном отражение от резонансного пластика, особенно, если вы сидите выше уровня публики, например, на сцене.
2. При ударе по барабану, ухо в первую очередь слышит атаку и основной тон барабана, остальные обертоны слышатся несколько позже. Обертоны играют важную роль в полетности звука, дают ему возможность пробиться сквозь звучание остальных инструментов и достичь публики. Барабанщик должен слышать создаваемое обертонами звучание так, как публика, а не так, как оно слышится в тихом тесном помещении. Чтобы тупо звучащий барабан на публике "ожил", нужны высокие обертоны.
3. Если поставить барабан на мягкую поверхность типа ковра, и слегка постукать пальцами по пластику, то можно найти точку ясного звучания барабана и изолировать обертоны от точки резонанса.
4. "Врожденное" звучание данного пластика можно выявить лучше всего, если с резонансной стороны барабана поместить такой же. Это получается за счет того, что полимеры одинаковой толщины (спецификаций) вибрируют примерно одинаково, и несовпадение фаз исключается. За счет гашения фаз туго натянутый пластик может зазвучать глухо или безжизненно.
5. Так как вы настраиваете одну из сторон барабана выше, чем другую, вы проходите через «зоны», одна из которых дает чистый тон, другая – фазовое гашение, в третьей –звук пропадает, четвертая дает эффект Допплера. «Допплер» получается, когда барабан при ударе от начала атаки глиссандирует к нижележащему звуку. Эффект становится еще более выраженным, если пластик другой по массе/толщине, и/или когда ударный пластик настроен выше/ниже резонансного.
6. Если в самый первый раз барабан настроили неправильно, или неверно «посадили» пластик, то, скорее всего, пластик уже никогда не будет хорошо звучать, или он будет вообще непоправимо испорчен. Неправильная посадка не обязательно означает неровную настройку, (когда одна сторона натягивается выше другой). Причиной могут быть погнутые или помятые ободы, и/или посадка на неровные или помятые края обечайки. Иногда, даже если барабан и натянут ровно (например, с помощью приборов, которые замеряют крутящий момент винтов или натяжение пластика), то из-за некачественных деталей пластик все равно может растянуться неровно и/или приобрести некруглую форму.
7. Обычно с резонансной стороны ставят одинарные пластики, но бывают и исключения.
8. Пластики с покрытием считаются «мягко звучащими» или «мелодичными». У них отсутствуют по-настоящему яркие обертоны, которые обычно присутствуют в звуке «ярких» пластиков тех же марок и похожих спецификаций. Пластики считаются «яркими» или «чисто звучащими», когда они от удара палочкой и при резонансе дают много высоких обертонов. Считается, что среди пластиков с покрытием и без, черные, «эбеновые», звучат «толще» и «темнее», чем прозрачные пластики схожих параметров. Черные пластики обычно выбирают для красоты, но у них есть и преимущество: «теплые» обертоны, и при этом яркая атака под палочкой. Для игры щетками, нужны, скорее всего, пластики с покрытием.
9. Даже если вы знаете, как следует настраивать барабаны, у вас может не получиться нужный строй и/или резонанс из-за неправильно выбранного размера барабана и веса обечайки. У каждой данной обечайки есть свой основной тон и тембр, и изменить их вам без серьезных переделок не удастся. Подбор пластика может лишь проявить естественный характер звучания барабана. При настройке ваша задача заключается в том, чтобы найти этот основной тон обечайки, и выявить или убрать его характерные обертоны.
10. Тембр и нота настройки — не одно и то же. Тембр относится к общей окраске звучания, а основной тон — нота, на которой барабан, вероятнее всего, будет звучать наиболее «открыто» и «полно». Знайте, что строй можно изменить, скажем, по фортепиано, но резонанс обечайки на самом деле не изменится. Так, 12-дюймовый барабан из данного материала и такой-то высотой обечайки за счет настройки может издавать звуки от «Соль», до, скажем, «Ре диез», но его настоящее звучание проявится где-то около Ля-бемоль («основного» тона обечайки). А вот если мы слышим, что один барабан звучит «ярче», а другой «теплее», то это и есть тембр.
11. Самый важный момент в настройке – посадка пластика. Когда пластик ставится в первый раз, самая главная задача – чтобы обруч сел на пластик и сформировалось самое наиважнейшее взаимодействие между краем обечайки и пластиком. Это и называется посадкой (ниже будет объяснено подробнее). Если пластик натянут с одной стороны туже, или стал некруглым, то он уже децентрирован, вибрировать правильно не сможет, и строй по окружности обода равномерным не будет (пластик не будет строить сам с собой).
12. Края обечайки скрыты от глаза, и барабанщики обычно недопонимают их значение, а ведь именно от них зависит способность (или отсутствие таковой) барабана звучать чисто и полно. Даже дешевые барабаны могут хорошо звучать, если край обечайки ровный, плоский и профиль его правильный. А если край обечайки был поврежден или сделан некачественно, то и самый дорогой барабан будет звучать плохо.
Конструктивные особенности, общие для всех барабанов
Чтобы правильно подобрать пластик и получить требуемый звук, следует понимать «врожденные» особенности вашего барабана. Все важные, на мой взгляд, конструктивные особенности будут детально рассмотрены дальше. Здесь приведены некоторые простые правила:
1. Чем грубее внутренняя поверхность, тем менее звучен барабан. Неровности внутренней поверхности разрушают и поглощают отражения точно так же, как ковер на стене.
2. Более тонкие обечайки резонируют лучше. Колебания в обечайках малой массы возбуждаются легче. (Тонкую планку согнуть значительно легче, чем толстый брусок).
3. Острые края обечайки дают больше обертонов и резонанса.
4. Если внутри барабана нет препятствий, например, дополнительных колец жесткости, то барабан будет вибрировать свободнее и более открыто. И наоборот, если в барабане кольца жесткости есть, то период затухания звука будет более короткий, а атака смещена в область средних частот, ниже, чем у барабана с гладкой обечайкой. Силовой контр-обруч внутри сильно уменьшает резонанс барабана на низших и высших частотах. Обечайка без внутренних препятствий обычно звучит ярче (с большим количеством высоких частот), а если она еще и тонкая, то больше резонанс на низких частотах.
5. «Лучший» звук – это тот, который нужен именно вам, а не тот, который навязывает маркетинговая пропаганда. «Более дешевый барабан» не значит «плохой звук». Дешевые барабаны обычно звучат жестко из-за используемых сортов дерева. Это может быть как раз то, что вам нужно, если предстоит работа на записи.
6. Как зависит характер звучания от основных применяемых материалов. Общие характеристики могут меняться в зависимости от толщины дерева. Так что, если вы примените вышеприведенные правила, плюс немного здравого смысла, то все сказанное здесь будет справедливо и поможет вам при выборе барабана. Клен сравним с африканским красным деревом: у обечайки красного дерева будет примерно на 20% больше низкочастотного резонанса, чем у кленовой, и, с точки зрения воспроизведения, такие же середина и верх. Клен и береза: у березы низких на 10% меньше, чем у клена, но на 20% больше высоких частот. Средние – те же. Так что березовая установка определенно будет звучать «жестче» и «ярче» кленовой. Бук по звучанию находится между кленом и березой. Все остальные сорта дерева, похожие на клен по цвету, которые используются в фанерованных обечайках, обычно применяются из-за внешнего вида или из конструктивных соображений и не имеют желаемых качеств (плотности и текстуры) вышеназванных пород. У красного дерева – незаслуженно плохая репутация. Так получилось из-за низкосортного дерева вроде Луанн. Из-за внешнего вида его использовали в дешевых установках.
Край обечайки
По многим причинам, значение этой части барабана очень часто понимают неправильно. Кромка, с которой пластик должен постоянно находиться в контакте, и есть самый главный элемент, обеспечивающий резонанс (или его отсутствие). Беда в том, что они почти всегда скрыты от глаз.
Если у вас «раритетная» ударная установка, (впрочем, как и любая другая), сначала установите время ее изготовления, и учтите: она будет звучать так, как это было модно в те времена.
Любой, невзирая на способности и используемые пластики, может быстро определить, получится ли настроить установку, чтобы она зазвучала очень полно («резонансно»). Если в дальнейшем обнаружится, что при конструировании в установку были «встроены» проблемы, откажитесь от желания сменить пластики в надежде добиться вашего внутреннего идеала звука. Скорее всего, простой заменой пластиков добиться этого будет невозможно. В остальных случаях — может сработать.
Снимите пластик с любого барабана, и ответ будет прямо перед вашими глазами. У многих старых установок угол фаски с внутренней стороны обечайки резали в пределах 35-60 градусов. С внешней стороны край обечайки часто делали закругленным кнаружи. Сейчас так делать не принято. Добавьте к этому погнутый или деформированный обод, и какой бы пластик вы ни выбрали, звук все равно будет тупой. Чем более плоским будет край обечайки, чем ближе будет внутренний или внешний его угол к 35 градусам, или же фаска будет скруглена, тем глуше и тупее, как картонная коробка, будет звучать барабан. В барабанах поновее, с углом фаски 45˚ и очень маленьким – меньше 1/16 дюйма — радиусом закругления [вверху], нормального резонанса добиться легко, и мои рекомендации про пластики будут соответствовать действительности. Создавать неповторимый звук барабана — задача конструктора.
Главное — даже не собственно форма фаски, а ее область, которая взаимодействует с натянутым пластиком. Это тонкая линия сразу же перед внутренней фаской. Она контактирует с пластиком по всей окружности и влияет на тембр звучания. Если приложить палец к пластику, то он приглушит звук. Если на кромке обечайки контактная область, скажем, 0.03125” или 1/32 дюйма, то общая площадь контакта у 12-дюймового барабана составит 1,17 квадратного дюйма – примерно столько же, как если бы вы приложили к пластику конец указательного пальца до первого сустава. Если теперь удвоить ширину до незначительных 1/16 дюйма (1/32*2), то можно себе представить, как это незначительное изменение контактной площади повлияет на звучание. В нашем примере, это будет как если приложить к пластику два пальца. Различия такого рода очень сильно изменяют тон пластика. И повторюсь: имеет значение не столько угол фаски или двойной фаски (хотя он определяет, где начинается контакт с пластиком), а та область, которая находится в контакте с натянутым пластиком, плюс способ обработки гребня обечайки. Фаска под углом 35˚ дает более сухой звук, под 45˚ — более полный. На многих малых барабанах фаска в 35˚ делается специально. Более острый угол не всегда лучше. Все зависит от того, какой звук нужен вам.
Кроме того, вам нужно рассмотреть ограничения, вносимые сортом дерева — как оно будет обрабатываться, на какие слои попадет фаска, и т.д. Я оставляю любую обработку края обечайки профессионалам, потому что без соответствующих инструментов и креплений можно легко нарезать плоских мест или не выдержать точный угол.
Итак, мой совет: перед тем как тратить, тратить, тратить деньги на новые пластики, найдите 10 минут и обследуйте, как там у вас обстоят дела с краем обечайки. И если увидите там два угла в 45˚ — это еще не все. Они должны быть ровными, очень ровными. Сам барабан должен быть очень, очень круглым. Профиль кромки по всей окружности должен быть одинаковым. Например, в одной части обода закругление в 1/16 дюйма, а в другой 1/8 – верный признак беды. Если одна из фасок волнистая, то край не будет ни круглым, ни равномерно закругленным сверху. Кроме всего прочего, барабан должен плотно становиться на плоскую поверхность. Положите черную бумагу на плоскую твердую поверхность и посветите изнутри барабана. Если все ровно, то это верный признак, что качественный звук получить можно. Если неровно, то, прежде чем тратить деньги на пластики, потратьте от $30 до $60 на барабан, и перенарежьте края. Это — стоящее вложение средств.
Высота обечайки/диаметр
Высота обечайки в большей степени влияет на громкость и артикуляцию, в меньшей – на теплоту и полноту звучания. Диаметр значительно сильнее влияет на снижение тона. Увеличение высоты обечайки увеличивает громкость или мощь звука за счет увеличения резонанса основного тона барабана. Короткая обечайка даст более короткий взрыв звука и улучшит артикуляцию барабана за счет малой площади основного материала (т.е. обечайки), которая не может резонировать с той же силой, что и обечайка большой площади. За счет более короткого расстояния противоположный (резонансный) пластик скорее среагирует на удар, возбудится быстрее, и легче ответит при игре пиано. Например, площадь обечайки высотой 16 дюймов у 22” бочки составит примерно 1106 квадратных дюймов. У бочки такого же диаметра с высотой обечайки 18 дюймов площадь обечайки составит приблизительно 1244 кв. дюйма. Резонирующая площадь больше на 12,5%. Проделаем те же подсчеты для тома диаметром 10”, и глубиной 9 дюймов. Получится примерно 282 кв. дюйма, а у такого же тома с высотой обечайки 11 дюймов — 346 кв. дюймов. Увеличение высоты обечайки на два дюйма дает прирост площади в 22%. Чем выше обечайка, тем вероятнее, что звук будет теплее и глубже за счет большего резонанса. Однако не следует путать глубину звучания с заниженной настройкой.
Что касается выбора диаметра барабанов, следует подумать о вашем подходе к настройке и желаемом общем характере звучания. Более подробно это объясняется в разделах " Звуки для настройки" и "Интервалы и размеры барабанов".
Ободы
1. Литые ободы: толще и крепче, чем штампованные с отгибами. В конечном счете, они дают возможность настраивать более ровно, пластик лучше отвечает во всем звуковысотном диапазоне, а состав обертонов с изменением высоты разнится меньше. На барабанах малого размера с тонкими обечайками литые ободы могут создать несколько суховатое звучание. Масса ободов не дает обечайке возможности свободно вибрировать. Они могут изготавливаться из различных металлов, типа никеля или алюминия, и помогают изменять тембр барабана.
2. Ободы, штампованные в три операции, делаются из различных металлов, что сказывается на звучании. Чем они тоньше, тем сложнее настроить барабан. Многие барабанщики предпочитают ставить их на томы — тогда их звучание возможно сделать "теплее", "жирнее", чем с литыми ободами. Алюминий дает более высокий тон, чем сталь, и поэтому его за отменный "щелчок" очень часто ставят на малый барабан. Медный обод дает барабану более музыкальное звучание, и помогает создать "презенс" или высокочастотные обертоны.
3. У деревянных ободов преимущество в том, что они в зависимости от толщины могут быть жесткими или гибкими. Если жесткие, они могут обладать характеристиками литых, если тонкие – штампованных. Но звук римшота [rimshot – удар, при котором палочка одним концом кладется на обод, а другим бьют по пластику – перев.] совершенно другой, за счет того, что обод в этом случае играет роль продолжения обечайки, и делает звучание барабана более резонансным и ярким.
4. Меньшее количество ушек на ободе делает звук более жирным и дает более сложный состав обертонов. Чем больше расстояние между ушками, тем ниже вероятность, что вам удастся ровно натянуть пластик.
5. Жесткий обод позволит ровнее натянуть пластик между ушками и подчеркнет непорядок в барабане – если барабан не круглый или край обечайки некачественный. Из-за плохих краев обечайки звук может получиться сухим или приглушенным.
Измерительные устройства. Приборы против ключей.
Приборы, в основном, замеряют натяжение или крутящий момент. В обычной практике они занимают определенное место. Но самый лучший прибор, который есть на рынке, выпускается встроенным с обеих сторон вашей головы, это – уши (и упаси вас Господи потерять хоть одно)!
Некоторые лучшие барабаны специально выпускаются с упругими пружинящими ушками на ободе. Это может ввести в заблуждение прибор, замеряющий крутящий момент. Приборы, измеряющие натяжение пластика, могут быть введены в заблуждение пластиками разной толщины, особенно если учесть, что пластики из-за несовершенства производственного оборудования бывают неравномерной толщины. И, наконец, если вы настраиваете барабаны по большей части на слух, то знаете, что не так уж и редко бывают случаи, когда некоторые винты кажутся ослабленными. Значение имеет строй у каждого винта, а НЕ НАТЯЖЕНИЕ И НЕ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ. Ну, и на что же годны эти приборы?
На самом деле, приборы могут сэкономить вам время, и вот каким образом. Посадку пластика с помощью приборов выполнить хорошо нельзя. Сажать пластик надо вручную. Это нужно делать на слух. Потом следует его расстроить. Затем воспользуйтесь прибором и запишите цифры зависимости изменения строя от натяжения. При замене пластика вы его сначала посадите вручную, потом расстроите, и, взяв свой прибор, очень быстро получите приблизительный строй, ориентируясь по цифрам. Подправьте вручную, и выровняйте натяжение пластика так, чтобы строй был одинаковым около каждого винта.
Знайте, что каждый раз, как вы меняете марку пластика, марку барабана, толщину пластика, или в том случае, если производитель изменит технологию производства пластиков, вам следует все снова проделать вручную с самого начала, а потом записать цифры. И помните, чем больше сцена, тем крупнее должны быть ритмические рисунки, а строй должен быть выше. Вам может понадобиться несколько вариантов замеров.
Когда следует менять пластик.
Есть несколько признаков, что пластик следует сменить. Здесь я расскажу о «пуристской» и практической точке зрения. Вопреки очевидному, если в пластике #####, то большинство пластиков все равно будет как-то звучать. Вопрос в том, какого качества будет этот звук? Так что в некоторых случаях вам придется самому решать, когда менять пластик. Вот несколько простых правил:
1. Пластик следует менять, когда начало изнашиваться покрытие. Если вы играли до тех пор, пока покрытие не износилось, то, может быть, вы сделали слишком высокий строй, либо слишком сильно бьете, либо пластик просто уже слишком долго находится на барабане. В последнем случае в действие вступает пункт 2 (см. ниже):
2. Когда снятый с барабана пластик выдавлен наподобие тарелки или помят. Это может означать что пластик был при настройке перетянут сверх всякого предела, так, что у пластмассы почти не осталось естественной упругости, или неправильно использован. Безо всякого сомнения, пришло время его менять.
3. При попытке настроить низко (предположительно, вы уже правильно посадили пластики, как описано в разделе «Учимся: настройка резонансной стороны. Начало») барабан не дает желаемого строя – дребезжит или звук искажается. Это признак, что пластик начал вытягиваться, и уже не может сохранять постоянный контакт с обечайкой. При использовании двухслойных пластиков, такое может случиться скорее, так как верхний слой растягивается иначе, чем нижний. Пластик может быть еще пригоден, но вам придется перестроить барабан выше, или попробовать пересадить пластик, воспользовавшись феном, как описано.
4. Когда вы сменили площадку, например, вы сейчас играете на меньшей/большей сильно/мало резонирующей сцене. Звук, подходивший для маленькой сцены, не очень хорош для игры на большой. Вам нужно определить, какой компонент вашего звука донесется до публики. Например, подбор пластиков для игры с микрофонами будет иной, чем без них. Мощно резонирующая установка может стать невероятным кошмаром для вашего звукооператора. Самого барабанщика подобное звучание приводит в восторг, но на большой сцене или в большой студии это может привести к очень большой грязи: обертоны и блуждающие эхо от барабанов смешиваются со звуком остальных инструментов и самой студии. В крупных студиях, когда микрофоны ставят вплотную, пользуются двойными пластиками, чтобы звучание стало тише и управлялось легче. Получается более короткий выплеск энергии, который за счет свойств сцены или зала долетает до публики с реверберацией или с задержкой. Похожим образом, большая сцена требует более "избирательной" игры с упрощенными рисунками и заполнениями, так как публика мелких деталей все равно не услышит.
5. Когда вы просто хотите поэкспериментировать
Настройка и посадка пластиков любых барабанов
Данная процедура настройки работает для всех барабанов — томов, малых, и бочек. После раздела о настройке и посадке пластиков приведены разделы о специфике настройки, – т.е. про особенности подбора пластиков и секреты настройки томов, малых барабанов и бочек.
Чтобы уяснить, как это делается, я бы порекомендовал вам начать с 12” барабана. Не путайте обучение настройке с настоящей настройкой. При настройке полной установки, вы можете настраивать в совершенно иной последовательности. Эта тема освещена в разделе «Последовательности настройки», но сначала вам следует усвоить, как выжать из барабана максимум возможного. Это главное.
Учимся настраивать резонансную сторону – начало
Допустим, вы обследовали края обечайки, как описано в разделе «Края обечайки». Тогда можно начать:
1. Выберите пластики, какие хотите, по разделам, посвященным томам, бочке или малому барабану.
2. Полностью прочитайте раздел, потом вернитесь к этому и учтите особенности настройки данного вида барабана.
3. Снимите оба старых пластика. Это важно, чтобы операция прошла нормально. Когда вы будете знать относительный диапазон настройки, снимать оба пластика придется не всегда. Помните, главная цель – установить реальные возможности и диапазон настройки каждого барабана.
4. Когда пластики сняты, постукайте по обечайке рукой или обратной стороной палочки. Последите, не возникают ли какие-либо ненормальные вибрации. Если основания болтов дребезжат, вы можете снять их, и, подложив вату в корпус основания (если видно пружины или резьбу, то нужно закрыть их от ваты фетром), проверить, не прекратится ли дребезжание. Между корпусом основания и обечайкой можно проложить слой тонкой листовой резины или фетра.
5. Поставьте барабан на ковер ударной стороной вниз, и либо установите резонансный пластик, либо делайте, как описано:
6. Важно затянуть все винты только до контакта с шайбой или ободом. Если винты в основаниях вращаются свободно, можно закрутить их пальцами, а если основания сделаны так, что больше пары оборотов сделать нельзя, то придется воспользоваться ключом. В любом случае, как только винт касается обода, отверните его на ¼ оборота.
7. Далее: поставьте два ключа на винты друг напротив друга (на 180°), и одновременно затягивайте их по пол-оборота, переходя с пары на пару, до тех пор, пока все винты не будут завернуты на три оборота. Сейчас мы «садим» пластик, высота настройки не имеет значения.
8. Поднимите барабан на пару дюймов от ковра, и ударьте один раз по пластику. Послушайте, не искажается ли свободное звучание. Если искажается, то подтяните все винты еще на пол-оборота. Повторяйте, пока барабан не зазвучит без искажений. Не бойтесь затянуть пластик выше нормального игрового строя. На этом этапе исключительно важно, чтобы перед дальнейшими действиями пластик давал чистый неискаженный тон.
9. Далее, поставив барабан обратно на ковер, слегка постукайте ключом по пластику на расстоянии примерно в 1-1,5 дюйма от края, около каждого винта одинаково. СЛУШАЙТЕ резонанс удара, и выравнивайте винты так, чтобы пластик строил сам с собой. При этом порядок затягивания винтов здесь не очень важен. НИКОГДА НЕ НАСТРАИВАЙТЕ ВНИЗ, НАСТРАИВАЙТЕ ВВЕРХ. Под этим я подразумеваю, что если настроено слишком высоко, то сначала нужно опустить строй ниже, чем надо, а потом подтягивать вверх до нужного звука.
10. Если ваши пластики сделаны не REMO, переходите к следующей операции. Если вы пользуетесь клееными пластиками, типа REMO, нужно запомнить получившийся строй. Теперь слегка продавите центр пластика, чтобы треснуло клеевое соединение. Не пытайтесь продавить пластик насквозь, умерьте пыл. Здесь имеется в виду небольшое смещение. Затем снова настройте на тот звук, который вы с таким желанием запомнили, и еще раз выровняйте, чтобы пластик строил сам с собой.
11. Далее, либо дайте барабану выстояться в течение 12 часов, либо возьмите фен и разогрейте (не слишком сильно) периметр пластика. Пройдите два –три оборота феном на максимальной мощности, держа фен в 2-3 дюймах от поверхности. Один круг обычным феном вокруг 12-дюймового пластика должен занимать примерно 8 секунд. Это «садит» пластик/обод/воротник, и процесс посадки завершается. Обратите внимание, какая получится разница, особенно если вы пользуетесь толстыми или двухслойными пластиками. Попробуйте посадить один пластик с феном, а другой без, и, я думаю, вы со мной согласитесь.
12. Как только пластик "сел" и охладился, освободите пластик так же, как натягивали в самом начале, по чуть-чуть отпуская винты парными ключами до точки потери резонанса, не поднимая барабан с пола.
13. Поставьте барабан в/на стойку или держите за обод. Начинайте последовательно подтягивать винты по ¼ оборота каждый. Пройдя один круг, выровняйте пластик, слегка постукивая [видимо, имеется в виду выравнивание строя пластика с самим собой, – перев.], потом один раз ударьте в центр. Не бойтесь затягивать по 1/8 или даже по 1/16 оборота. Настраиваем только до тех пор, пока не найдем точку, в которой пластик даст низкий чистый тон. НАШЛИ – ОСТАНОВИТЕСЬ. Для выбранного вами пластика это самый низкий возможный строй. Если чистого тона не получается, то вернитесь к операции 5, подтяните барабан повыше и пересадите пластик. Если вы обошли уже несколько кругов, звук становится выше, а искажения не исчезают, значит, что-то не так. Либо пластик плохой, либо плохой край обечайки, либо пластик не сел. Я бы оставил его натянутым на 24 часа, а потом попробовал снова. Я обнаружил, что часто за ночь проблема исчезает, не знаю, почему. Если вы не можете ждать, попробуйте другой пластик, или подтяните строй повыше, и снова нагрейте его перед тем, как перестраивать вниз. В любом случае, если у вас получилась самая низкая чистая нота, ОСТАНОВИТЕСЬ! В этот момент я предлагаю пока не перестраивать барабан выше.
Переходите к «Настройке ударной стороны»
Настройка ударной стороны
Допустим, вы обследовали обечайку, как описано в разделе «Края обечайки». Тогда начинаем:
1. Выберите пластики, какие хотите, по разделам, посвященным томам, бочке или малому барабану.
2. Полностью прочитайте раздел, потом вернитесь к этому и учитывайте специфику настройки. Уберите барабан со стойки, и поставьте его (на сей раз резонансной стороной вниз) на ковер, чтобы избавиться от звука только что натянутого резонансного пластика.
3. Посадка: установите и посадите верхний пластик точно так же, как резонансный. Не забудьте продавить клееный пластик.
4. Процедура расстройки: Распустите винты тем же способом, как натягивали, двумя ключами до пропадания резонанса.
5. Поставьте барабан на ковер, ударной стороной вниз, и либо поставьте нижний пластик, либо делайте, как написано ниже.
6. Держите барабан за обод. Ударьте по нему. В идеале на стойке он должен звучать так же. Если не звучит, то попробуйте выдвинуть том подальше на креплениях. Если это не поможет, и в руках барабан звучит лучше, то он – хороший кандидат для обработки на чем-нибудь вроде системы монтажа ободов R.I.M.M.
Переходите к «настройке по зонам».